РОЛЬ  ШАХМАТ  В  РАЗВИТИИ
ИНТЕЛЛЕКУТАЛЬНОГО  ПОТЕНЦИАЛА  ЧЕЛОВЕКА.

 
Шахматы захватывают тем, что это одна из немногих интеллектуальных игр, где человек может помериться силами в справедливом умственном поединке, в творческом соревновании. Вместе с тем шахматы - это сплав спорта, искусства и науки. Шахматы универсальны по своей сути: в них играют, чтобы культурно отдохнуть после напряжённого трудового дня, играют и профессионалы, постигая невероятную глубину и мудрость этой загадочной игры, играют и учащиеся, интуитивно используя шахматы для развития таких черт характера, как сила воли, усидчивость, целеустремлённость, дисциплина мысли, умение достойно проигрывать и извлекать уроки из допущенных ошибок. Для учащихся ценно то, что на определённом этапе совершенствования в шахматах, между 2-м и 1-м  разрядами, они приучаются самостоятельно работать с книгой, самим добывать знания, что в дальнейшей жизни позволяет им быть успешными в любой избранной профессии.

        По мнению американского психолога М. Пинеса, шахматы - отличный полигон для тренировки эмоциональной устойчивости и терпения.
        Наступивший 21-й век характерен усилением роли интеллектуального труда, внедрением информационных технологий, пробуждением духовного начала в человеке.
        Прослеживается тенденция и к возрастанию роли шахмат как универсального инструмента для развития интеллекта человека. Шахматы как предмет стали преподаваться в Швеции, Испании и в ряде других европейских стран, а в России - в Калмыкии, Татарстане, Орловской, Челябинской и других областях.
        В мировой шахматной элите, наконец, преодолён многолетний раскол и достигнуто многостороннее соглашение о совместных действиях между сильнейшим шахматистом планеты Гарри Каспаровым, чемпионом мира по классическим шахматам Владимиром Крамником, чемпионом мира ФИДЕ Русланом Пономарёвым и президентом международной шахматной организации ФИДЕ Кирсаном Илюмжиновым.
        Принято решение о включении шахмат в олимпийские виды спорта.
        Необходимо также отметить выгодность культивирования шахмат как вида спорта. Как пишет Э.Эйлазян, психолог, готовивший чемпиона мира ФИДЕ Р. Пономарёва, наметилась тенденция к большему поощрению шахматистов.
При культивировании шахмат как вида спорта финансовых вложений нужно будет на порядок меньше, чем в других игровых видах, (не требуется дорогостоящей формы, инвентаря, стадиона).        К тому же в шахматы можно играть до глубокой старости.
        Сегодня шахматы стали более динамичны и зрелищны, поскольку сейчас проводятся (наряду с классическими) соревнования по быстрым шахматам, где контроль времени - от 15 до 60 минут. Систематически стали проводиться и блиц-турниры, где контроль времени на всю партию ограничивается всего  пятью минутами.
        Процесс дополнительного образования непрерывен. Сначала создаётся почва, благоприятная для творческой деятельности ребёнка, затем начинающие вступают в сотрудничество с теми, кто уже в какой-то мере его освоил; за творческой деятельностью следует самостоятельное творчество, которое сопровождает человека всю его жизнь, формируя потребность в творческом восприятии мира и осмыслении себя в этом мире.
        Характерна специфика дополнительного образования, полностью применимая при обучении шахматной игре: если на первом уровне немногое даётся многим, то на третьем - многое немногим
Шахматы - важный элемент общечеловеческой культуры. Археологические раскопки свидетельствуют, что шахматы живут и развиваются около двух тысячелетий. Сколько игр за это время не выдержало испытания временем! А долголетию шахмат можно только позавидовать. Чем они привлекательны? Прежде всего, очевидно, тем, что шахматы предоставляют человеку возможность творческого соревнования. Другая причина их популярности - в их многогранности. Это активный культурный отдых и целый мир переживаний и ощущений. Каждый находит в них что-то, созвучное особенностям своего характера. Как и в других видах спорта, шахматные соревнования дают возможность человеку помериться силами. Кто больше знает и умеет, кто трудолюбивее, сообразительнее, талантливее, кто проявит большую волю к победе, тот и побеждает. Красивые партии, комбинации, этюды, задачи восхищают нас порой не меньше, чем хорошее музыкальное произведение или талантливая игра актёра.
        Занятия шахматами развивают умственные способности человека, фантазию, тренируют его память, формируют и совершенствуют сильные черты личности, такие, как целеустремлённость, решительность, хладнокровие, стойкость, выносливость, выдержку, терпение, находчивость, сосредоточенность, дисциплинированность мысли, трудолюбие, способность к риску, наконец, учат работать с книгой.

        Известный педагог В. Сухомлинский писал: "…без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти… Шахматы должны войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры".
Будучи удивительно "человечной" игрой, шахматы дают возможность проявиться людям с разнообразным интеллектом, здесь и точный расчёт, и интуитивный охват проблемы, и способность к философскому обобщению.
Шахматы прекрасно охватываются человеческой интуицией, и, свою очередь, развивают, тренируют её. Шахматы можно рассматривать как достаточно универсальный интеллектуальный язык, позволяющий на уровне образов улавливать и питать незримые связи, существующие между объектами, упорядочивать и систематизировать информацию, что помогает во многих сферах человеческой деятельности. Дети, занимающиеся шахматами, более успешно учатся в школе, в жизни легче и быстрее осваивают специальность, успешнее справляются с задачами переориентации своей деятельности.
Шахматы прекрасно охватываются человеческой интуицией любого рода, заметно ускоряют то, что принято называть общим развитием.
В младшем возрасте красота игры видятся детьми прежде всего в динамике, парадоксальных тактических решениях; в более старшем возрасте их привлекает общая гармония и скрытая логика игры.
Одним из преимуществ дополнительного образования, активно используемом в работе, является гибкий учёт интересов ребят. Учитывая пожелания, больше даётся материалов по истории шахмат, также, имея в виду некоторую естественную изоляцию сельской местности, систематически проводятся товарищеские матчи с шахматистами соседних районов и школ г. Самары, вошли в традицию открытые первенства района на своей базе, на которые приезжают юные шахматисты соседних районов. г. Самары, г. Чапаевска. В итоге на межличностном уровне закрепляются контакты среди ребят, живущих в разных концах области, объединённых любовью к шахматам.
        Шахматное объединение Богатовского ЦВР на базе Максимовской  ООШ действует десять лет.  Фактически около 70% учащихся школы умеет играть в шахматы.
В проводимых первенствах области в параллельном зачёте среди юных сельских шахматистов шахматное объединение Богатовского ЦВР занимает одно из ведущих мест среди сельских районов. Успехам учащихся способствует не только квалификация педагога, руководителя шахматного объединения, педагога высшей категории, но и введение в традицию ежегодного открытого первенства Богатовского района, в котором регулярно участвуют юные шахматисты г. Самары и области.
Как известно, традиция создаётся соблюдением принципа повторяемости действия по времени и месту проведения.
Тщательная подготовка к соревнованию, семинару, сбору, привлечение первых лиц и лучших кадров делают проводимое мероприятие весьма эффективным.
        Часть учащихся шахматного объединения занимаются по индивидуальным программам подготовки, учитывающими их психофизиологические особенности и характер, что приносит свои плоды.
        Наибольших успехов достигают дети, которых, кроме педагога, поддерживают и родители, и классный руководитель. Велика здесь роль педагога-наставника, сплавляющего в единый порыв усилия ребёнка, родителей, классного руководителя.
Одной из сильных сторон деятельности шахматного объединения стало введение в календарь теперь уже традиционного ежегодного учебно-тренировочного сбора для юных шахматистов младших разрядов. На тренировочных сборах участвовали юные шахматисты не только из Самары и области, но и из Саратовской, Свердловской, Ульяновской областей.
 
На главную

Copyright 2004© BotStyle. All Rights Reserved.
ВЫБЕРИТЕ РАЗДЕЛ
Сайт управляется системой uCoz